Вблизи Нильсена
Воспоминания о выдающемся
пианисте
|
Нильсен на рубеже
1960-х |
|
Нильсен на рубеже
1970-х |
Судьба свела меня с Владимиром Владимировичем, когда
ему было шестьдесят и он был полон творческих сил. Поступив в
консерваторию, я приехал к профессору, чтобы просить его взять меня
в класс.
Когда-то Нильсен жил на Невском, напротив Малого зала
филармонии, позднее переехал в Царское Село под Петербургом.
Скромная двухкомнатная квартира на бульваре Толстого,
серебристо-синие неброские обои, полузадернутые шторы, отчего в
комнате царил легкий полумрак, Бехштейн с нотами и старинное
немецкое пианино с мраморным слепком руки Шопена на нем, каслинского
литья статуэтка Дон Кихота в книжном шкафу за стеклом, огромное в
рост старинное зеркало и подле него такое же старинное кресло.
Никакой роскоши, всё просто. Дед Владимира Владимировича был
обрусевшим норвежцем, краснодеревщиком, и в доме была мебель его
работы.
Профессор был в домашнем стареньком халате и обликом
своим напоминал доброго гнома: светлые волосы, светло-синие добрые и
внимательные глаза, мягкая улыбка. При среднем росте производил он
впечатление человека высокого, благодаря стройности и осанке, речь
его была напевна и изыскана, далекая от обычных интонаций и
выражений, чувствовалась в нем также мягкость движений и манер.
Такими же мягкими и пластичными были и его руки на клавиатуре.
После исполнения экзаменационной программы мне
предложено было поиграть с листа и угадать автора. Им оказался
Шуберт, один из любимых композиторов Владимира Владимировича.
Несмотря на небольшой конкурс, как скромно выразился профессор - 22
человека на разные курсы, я был принят. А через несколько дней, на
первом же уроке в консерватории профессор объявил, что выходит на
пенсию. Не зная тогда, что меня он в своем классе оставил, я тотчас
ушел, не поговорив с ним и не попрощавшись по-хорошему.
Долгое время я не смел к нему подойти, считая себя
недостойным внимания, и лишь закончив четвертый курс, напомнил о
себе. «Глупый мальчишка, что ты наделал! Как бы ты теперь играл!» -
несколько раз восклицал он. Переводы из класса в класс были в
консерватории явлением достаточно обычным, но на выпускном курсе они
не поощрялись, и я получил вежливый отказ деканата. Узнав об этом,
Нильсен потребовал разрешения ситуации, пригрозив своим уходом из
консерватории. «Неужели из-за меня Вы оставите консерваторию?» «Дело
не в тебе, а в принципе». Перевод разрешили.
В консерватории Владимир Владимирович занимался в
10-м классе, который носил имя Леонида Николаева. Два рояля -
Blutner и Forster, огромный портрет молодого Николаева в старинной
раме, писанный маслом, барельеф Владимира Софроницкого и мраморная
доска: «В этом классе работала заслуженная артистка РСФСР, профессор
Надежда Голубовская». Уроки проходили по средам, а в другие дни - у
Нильсена дома.
До глубокой ночи заслушивался я рассказами профессора
о встречах с великими музыкантами: Софроницким, Рихтером, Нейгаузом,
часто спорил с ним, и профессор снисходительно прощал мой
запальчивый тон. Урок обычно начинался фразой: «Ты очень хорошо
играешь». Известно, что за этими словами мог следовать детальный,
порой разгромный анализ игры ученика. Когда в сонате Листа си-минор
у меня не получалось одно трудное виртуозное место, профессор нашел
обидные, но выражающие листовскую фразировку слова. Получилось
сразу.
Нильсен был мыслителем в музыке, глубоким,
бесподобным аналитиком и мастером афоризма. Ученики повторяли его
летучие фразы:
«Чем лучше музыка, тем хуже ее играют».
«Много занимаются одни лентяи».
«Плохие ученики - клад».
«У хорошего педагога всегда плохие ученики».
«Ученик - всегда первое. Не мы учим, у нас должны
учиться».
Однажды в класс вошла солидных лет дама, профессор
заулыбался, поднимаясь из кресла ей навстречу. По тому, что он
назвал ее Танечкой, я подумал, что это Николаева. Это действительно
была она, в ее присутствии и проходил урок.
Готовился вечер класса, я принес на урок концерт
Моцарта до-минор и неожиданно услышал от Нильсена: «Что ты играешь?!
Куда делись все эти линии, вся эта гибкость? Расскажи, как ты
занимался». Пришлось рассказать, как, желая сделать игру стабильной,
я проучил фактуру пианистически. «Ты уничтожил всю нашу с тобой
огромную работу! Если к следующему уроку ты не вернешь всё на свои
места, я не допущу тебя к концерту, хотя афиши уже напечатаны».
Концерт я все-таки играл, профессор остался доволен и
даже объявил при всех: «Ты занимаешься у меня всего два месяца, но я
уже могу назвать тебя своим учеником». Я был растроган и горд, но
случай этот стал уроком.
Закончив консерваторию, я уехал в родной город -
Киров (Вятку). Не проходило дня, чтобы я не говорил о Владимире
Владимировиче или хотя бы не думал о нем. Каждую неделю я звонил ему
и однажды услышал: «Приезжай ко мне». С тех пор ежегодно в зимние
каникулы наведывался я в Петербург, в Царское, и гостил там подолгу.
Снова разговоры, рассказы о Есиповой, Калантаровой, о Рахманинове и
Льве Толстом. С «советским» графом, Алексеем Толстым, Владимир
Владимирович был знаком, играя на вечерах у него дома, когда
собирались вместе Софроницкий, Голубовская...
Владимир Владимирович признался однажды: «Если не
играть, то лучше и не жить». В поздние годы игра его приобрела не
свойственный прежде суровый, трагический оттенок, переходящий иногда
в совсем уж не похожую на него жесткость. Нелегко жилось ему одному,
реже появлялась возможность выступать в Петербурге, и в это время
наведывался он в российскую провинцию - Вологду, Калугу, Киров
(Вятку). Начиная с 1978 года, возвращался он в Вятку вновь и вновь,
до последних лет. Именно отсюда, в далеком 1938 году, началось его
первое гастрольное турне после успеха на Всесоюзном конкурсе, сюда
вернулся он спустя полвека, находя отдохновение от раздражавшего его
быта и консерваторских неприятностей.
Мы много гуляли, говорили. «Нильсен - это космос,
надо писать каждое его слово», - сказал один из моих коллег. И
писали. Остались уроки, выступления, фильм на вятском ТВ,
неповторимая нильсеновская интонация, эта старая петербургская речь,
его парадоксы.
Обычно играл он два концерта, один в Большом зале
филармонии, другой в училище искусств, всегда разные программы. За
ними следовали открытые уроки. Для многих встречи эти стали
настоящим откровением. Удивляла способность Нильсена находить новое
в заигранном репертуаре, характеристики его были точны и лаконичны,
а так проникать в музыкальную речь, делать ее живой не дано было,
пожалуй, никому. «О чем вы играете?» - спрашивал профессор, заставая
частенько учеников врасплох.
«Техника - это не руки, а голова и уши, прежде
всего».
«Ровность есть организованная неровность».
«Легато портит ритм».
«Музыка гораздо более точна, чем слово. У музыки и
математики много общего».
«Рояль - живое существо, как прикоснешься, так он и
ответит».
«Играть на рояле в сущности просто: вдумайтесь в само
это слово - "игра"».
«Музыкант определяется по отношению к трем Б: Бах,
Бетховен, Брамс».
«Главные композиторы пианиста - Бах, Бетховен (или
Моцарт) и Шопен. Учить нужно именно на музыке этих авторов. Это дает
ключ ко всем стилям и музыке в целом».
На концертах публика всегда ждала его бисы,
превращаемые в третье отделение: незабываемые шопеновские мазурки,
песни Шуберта-Листа, сочинения так любимых им клавесинистов Рамо и
Куперена. Исполнительскими шедеврами Нильсена были «Ночной Гаспар»
Равеля, соната си-минор и 24 прелюдии Шопена, многие сонаты
Бетховена, шумановская «Фантазия», «Времена года» Чайковского да и
многое другое.
С возрастом в игре его появились случайности, да и
слабеющий слух начинал подводить, но многие понимали, что Нильсен -
явление уникальное, неповторимое, и ему прощали то, что другому не
простили бы. Профессор Игорь Комаров, нильсеновский ученик,
известный острослов, ответил одной такой консерваторской дамочке
(и.о. профессора, между прочим): «Вы были во дворце, а заметили
мышку под стулом».
«Главное для человека - нравственность, - учил
Владимир Владимирович, - и награда музыканту не в званиях и
гонорарах, и даже не в овациях публики, а в той радости, которую
получаешь от своих каждодневных занятий».
Правдивость, соединенная с искренней поэтичностью и
глубоким пониманием структуры музыкальной речи, составляла
отличительную особенность игры Нильсена. Незабываемо его туше,
человечность и теплота игры. «Нильсен - это какое-то огромное
милосердие и всепрощение», - говорил один из моих коллег. Владимир
Владимирович часто повторял:
«Исполнитель - всегда второе. Гениальным может быть
лишь автор, творец».
«Чтобы раскрыть сочинение, исполнитель должен
уничтожить себя».
«Прикасаясь к музыке, исполнитель обязательно ее
искажает».
Некоторые студенты, испытывая воздействие его
интеллекта и культуры, опасались утратить свою индивидуальность.
Владимир Владимирович знал об этом и, усмехаясь, говорил: «Личность
все равно себя проявит. Индивидуальность, если она сильна, потерять
нельзя». Конечно, ему невольно подражали, и след его влияния
оставался надолго.
Было в этом человеке нечто, что я назвал бы высоким
стилем. Стиль этот выражался в самом образе жизни Нильсена:
постоянным присутствием в нем музыки, дисциплине мышления, простоте
быта и вкусе во всем, деликатности и пунктуальности: он никогда и
никуда не опаздывал.
Общительный, с живым интересом к людям, энергичный в
занятиях с учениками и поэтически ленивый в собственных занятиях,
Владимир Владимирович выделялся среди петербургских, да и московских
профессоров аристократизмом; даже именитые музыканты рядом с ним
выглядели простовато.
...Рахманиновский зал Московской консерватории,
Владимир Владимирович дает уроки, публики собралось много: в первом
ряду Татьяна Николаева и Виктор Мержанов с диктофонами в руках,
рядом со мной через проход Женя Кисин (он хотел играть Владимиру
Владимировичу, но помешал экзамен в выпускном классе). По окончании
уроков Владимир Владимирович исполнил сонату си-минор Шопена, и
публика устроила ему овацию стоя.
Накануне я попросил Владимира Владимировича «показать
класс» и дать урок в полную силу, как со своими студентами в
консерватории: «Что ты! Меня никогда не пригласят сюда снова». Легко
представить себе замешательство московских музыкантов, услышь они
настоящий нильсеновский урок. После него у других профессоров было
мало интересно, а часто и нечего слушать.
Показывая Софроницкому по его просьбе этюды Шопена,
Владимир Владимирович удивился, услышав от него: «И Вы всем это
говорите? Это должно быть Вашей профессиональной тайной!»
Владимир Владимирович рассказывал, как сбегались на
его уроки студенты Киевской консерватории, где он работал много лет
и ректор консерватории просил его перенести их на другое время,
чтобы не срывались занятия. Кто бывал в классе у Владимира
Владимировича, знает, какой это труд - не то что играть перед ним,
но даже просто слушать. Огромное поле чисто черновой, но
интереснейшей работы требовало напряженного внимания в течение
нескольких часов и сообразительности. Такие уроки забирали много
сил, но и давали много.
Нильсен был рационалистом, исследователем в
педагогике. При этом редко можно было встретить у других такое
парение духа в игре, показе на рояле. Уже совсем старенький, едва
передвигаясь по квартире, наиграл он мне несколько фраз из середины
«Мефисто-вальса»; это стоило ему усилий, но я замер от открывшейся
красоты.
Владимир Владимирович не имел званий, хотя уже в
сорок лет был представлен на «заслуженного деятеля искусств». В его
восьмидесятилетие на встрече со студентами консерватории известный
музыковед Софья Хентова сказала: «Владимир Владимирович никогда не
кланялся и не искал титулов, хотя достоин был их, быть может, более,
чем многие другие».
В 30-е годы дважды выиграв Всесоюзный отбор на
конкурсы Шопена и Королевы Елизаветы, обойдя тогда Гилельса и Зака,
он так в них и не участвовал. Как рассказывал Владимир Владимирович,
поводом послужило его письмо к родственникам в буржуазную тогда
Чехию. Многие годы был невыездной и лишь на склоне лет побывал по
приглашению своих учеников с концертами во Франции и США.
Владимир Владимирович не любил записываться. Не
однажды отклонял он предложения сделать шопеновскую пластинку и
как-то неожиданно согласился записать Моцарта и Шуберта. Писали
авралом, и для подготовки оставалось два дня. Пластинка эта не
нравилась Владимиру Владимировичу, но все же там слышны его рука,
его манера и мышление. Немало его записей осталось на радио. В Киеве
записаны им 13-я соната, «Аврора», «Детский альбом» и «Ночной
Гаспар», безукоризненные пианистически, а о художественном
воплощении, особенно музыки Равеля, и говорить не приходится, можно
слушать и слушать. Одной из вершин его исполнительского искусства
стал монографический цикл из 32-х сонат Бетховена, сыгранный в
Петербургской консерватории в течение одного сезона в возрасте 73
лет.
Придя к нему домой, ученики замечали на рояле
необычные красивые открытки, исписанные крупным округлым почерком, -
от Рихтера. Нильсен учился в Peterschule и сидел за одной партой с
Димой Дорлиаком, «последним московским аристократом», братом Нины
Львовны Дорлиак, супруги Святослава Рихтера. Владимир Владимирович
не всегда принимал его игру, но когда Рихтера не стало, сказал: «Он
был гигант во всем, все мы лилипуты в сравнении с ним». Давние и
добрые отношения связывали Нильсена и с Генрихом Нейгаузом.
Приглашенный Нейгаузом в Московскую консерваторию:
«Вы единогласно прошли на Ученом совете, такого у нас давно не
было», - Нильсен получил отказ от всесильного тогда ректора
Серебрякова. Он никогда не жалел об этом и говорил мне: «Все они там
такие», - и показывал «когти». Участвуя в жюри Рахманиновского
конкурса, Нильсен удивился, услышав от известного московского
профессора: «Вы интересный человек, Владимир Владимирович, Вы
говорите то, что думаете. Мы всегда будем Вас приглашать». И не
приглашали уже никогда. «Правда никому не нужна», - потряс он меня
однажды.
Полное единодушие, по признанию Нильсена, было у него
с Григорием Романовичем Гинсбургом, из современных пианистов более
всего ценил Анни Фишер и особенно - любимого им Вана Клиберна.
Характеристику на звание профессора писали Нильсену
Голубовская, Гедике, Нейгауз и Кушнарев. У Нейгауза она начиналась
так: «Владимир Владимирович Нильсен - один из лучших музыкантов
Ленинграда и давно уже заслуживает профессорского звания». Много лет
спустя Владимир Владимирович попросил в отделе кадров показать ему
эти документы. Нейгаузовской характеристики не оказалось, зато
вместо нее была характеристика, написанная... Серебряковым: «К
недостаткам Нильсена нужно отнести следующее - плохая техника, вялая
игра, слабый ритм», - ну и т.п. Зато Виктор Карпович Мержанов,
узнав, что я занимался у Нильсена, воскликнул: «Это счастье!»
В двухтомнике Глазунова мы находим его отзыв об игре
студента консерватории Нильсена, обучавшегося тогда на органе:
«Нильсен Владимир. Класс органа проф. Браудо. - Хорошие виртуозные
музыкальные данные. В исполнении обнаружено много живого и тонкого
вкуса. Зачет. Переведен на второй курс. А.Глазунов. 1928 год».
Нейгауз сказал однажды: «Вот умру, и всё пойдет к
чертовой матери, всё будет по черным и белым!» Нечто похоже, но чуть
по-другому, у Нильсена:
«Играть надо не вправо и влево, а вверх и вниз».
«Любой мотив должен иметь адрес - куда и откуда».
«В исполнительстве всего две категории - когда и
сколько. Первая как выразительное средство сильнее».
«Надо играть из рояля, а не в рояль, ведь мы говорим
- "звуко-извлечение"».
«Темп зависит от размера и длительностей».
«Чтобы понять интонацию, надо медленную музыку
сыграть быстро, а быструю - медленно».
«Шопен и патетика - вещи несовместимые».
«Вся работа музыканта сводится к следующему:
выстроить горизонталь, выстроить вертикаль».
Нильсен особенно любил Баха, Моцарта и Шопена.
Однажды он сказал: «В Моцарте музыка достигла своей наивысшей
красоты», - и когда я возразил: «А как же Чайковский, Шестая
симфония? По-моему, никто не проник так во внутренний мир человека»,
- профессор ответил: «Да, да, конечно. Хотя у Чайковского много
слабых сочинений, но без них не было бы ни "Пиковой дамы", ни
"Онегина"». В нашем последнем телефонном разговоре с Владимиром
Владимировичем он сказал: «Ты живешь для того, чтобы играть». Для
него это было равнозначно. Однажды он произнес: «Если существует
другая жизнь, то я хотел бы родиться певицей, сопрано». Это так
похоже на Владимира Владимировича...
Когда его не стало, я написал для одной из вятских
газет некролог, который назывался «Жизнь в музыке», и вместе с
другим учеником Нильсена - Игорем Мячиным - дал концерт в его
память.
Спустя год я приехал на открытие мемориальной доски в
Петербургской консерватории и в последний раз навестил дом на
бульваре Толстого. Георгий Владимирович Клементьев (или «Егорушка»,
как называл его Нильсен), близкий ему человек и распорядитель
имущества, открыл платяной шкаф и достал... фрак Владимира
Владимировича! Я посмел его примерить, он оказался впору.
С тех пор я не однажды играл на тех же сценах, что и
мой дорогой учитель, выступал в Петербурге, но так пока и не решился
надеть фрак великого музыканта.
Владимир ШАПОШНИКОВ,
преподаватель Кировского училища искусств,
солист филармонии
НИЛЬСЕН Владимир Владимирович (1910-1998).
Родился в Санкт-Петербурге. Закончил Ленинградскую консерваторию
(1929). Ученик Н.Голубовской. С 19 лет солист Ленинградской
филармонии. Лауреат I Всесоюзного конкурса пианистов (1938).
Профессор-консультант консерватории. Гастролировал в Польше,
Германии, Чехословакии, Франции, США. Воспитал более 200 учеников
(С.Слонимский, В.Вишневский, К.Корд, С.Скрынченко, И.Комаров и др.).
Записал пластинку из сочинений Моцарта и Шуберта (1970-е).
Интервью Выступления Статьи Фотоальбом Репертуар Гостевая
|