Парфенов и Куржавский на фоне Вятского
симфонического |
Концерт пианиста из Германии |
|
|
Училище искусств (архитектор
И.Чарушин) |
Пианист Андрей Парфёнов (Эссен, Германия) и дирижер,
профессор Виктор Куржавский (Нижний Новгород) исполнили в зале
Кировского училища искусств концерт из сочинений Бетховена (Пятый
концерт для фортепиано с оркестром и Вторая симфония).
Не так уж часто бывают в наших краях зарубежные
исполнители. За время Перестройки, с тех самых пор, как процесс
пошел, отъезд наших музыкантов за границу стал обычным явлением.
Музыканты уезжают в поисках достойного человеческого существования,
адекватной оценки своего труда и применения творческих сил. Как
правило все они хорошо устраиваются благодаря школе, которую
получили на родине, да и таланта нам не занимать.
Явление в целом грустное, однако можно найти здесь и
положительный момент: наши исполнители покоряют сценически -
концертное пространство других стран и несут туда российскую
музыкальную культуру. Без русских имен невозможно представить теперь
ни оперную сцену, ни концертные залы мира.
Среди наших соотечественников, уехавших за рубеж,
оказался и выпускник Московской консерватории Андрей Парфёнов. Два
года назад в Кирове он с успехом исполнил с Вятским симфоническим
оркестром Третий концерт Рахманинова. А сейчас пианист предложил
публике еще одно монументальное сочинение - Пятый концерт Бетховена,
называемый также Императорским за его масштабность, торжественную
приподнятость и героику.
Появление на сцене молодого солиста, не
по-концертному просто, будто на репетицию одетого, с экстравагантной
прической ёжиком, не предвещало поначалу ничего хорошего. Но после
первого же разворота в каденции соло, соперничавшей с оркестром по
драматической наполненности, стало ясно, что на сцене -
профессионал, обладающий палитрой богатых возможностей, не
озабоченный при этом проблемой виртуозного плана. Да и как может
быть иначе у представителя
московской фортепианной школы? У
Парфёнова абсолютное самообладание, он играет свободно, передавая
мощь звучания солирующего инструмента и тонкое плетение линий.
Стиль - это человек, как говорили древние греки. В
этом грандиозном творении Бетховена оптимистический тон,
свойственный Парфенову, здоровая энергетика его игры совпали с
характером сочинения. Пианисту близка романтическая сторона музыки.
Парфенов прекрасно слышит звучащую ткань, ясно и конструктивно
мыслит, выстраивая красочные контрасты, типичные для бетховенской
музыки. При этом рояль звучит у него мягко даже в моменты
кульминаций.
Конечно, в свободной игре rubatо, романтически
трактуемой категории ритма, важно соблюсти меру и не выйти за рамки
стиля, сохранив при этом монументальность. Пианист иногда
балансирует на грани возможного. Индивидуальности солиста и дирижера
- профессора Куржавского - удачным образом совпали, и это единение
дало возвышенное звучание второй части концерта - Adagio.
Во втором отделении была исполнена Вторая симфония. В
первой части оркестр звучал слитно и стройно. Куржавский увлекает,
жест его эмоционален и трепетен, в музыке находит он свою стихию, а
публика это чувствует и ценит. Оркестр показал способность решать
серьезные задачи, его дисциплина и профессионализм возросли, при
этом слабостью его по-прежнему остаются несбалансированность
звучания и нечистое интонирование струнных, что вполне извинительно
в незнакомом сочинении, игранном после трех репетиций.
|
Андрей Парфенов в
Эссене
|
Концерт прошел при полном отсутствии рекламы,
исключая одну афишу в училище искусств, тем не менее публики
собралось немало. Бетховенский вечер, в котором прозвучали такие
значительные сочинения (Вторая симфония - впервые), безусловно, стал
заметным событием концертного сезона.
В каждый приезд Куржавский предлагает что-то новое, а
в следующий сезон обещает привезти интереснейшую программу с хором и
оркестром, прежде у нас не исполнявшуюся. Интересно услышать и
Парфенова, также и в сольной программе и желательно на
филармонической сцене. Пианист молод, подвластна ему и такая сфера,
как традиционный джаз. Он свободно импровизирует, ни в чем, кажется,
не зная проблем. А это означает, что у него хорошая перспектива.
Владимир ШАПОШНИКОВ, солист Кировской
филармонии, преподаватель училища искусств
Интервью Выступления Статьи Фотоальбом Репертуар Гостевая
|