Владимир Шапошников: Музыка закончилась на
Рахманинове |
Интервью с вятским пианистом |
|
|
Т.Тимкина. Портрет
музыканта [В.Шапошникова]. Из серии «Echo du temps passe»
(«Эхо прошедшего времени»). 1999. Б., акв. |
|
В.Шапошников со своим
учителем, профессором Вольдемаром Нильсеном. Около 1990 |
|
В.Шапошников в своем
классе в училище искусств. 1995 |
|
В.Шапошников со своей
ученицей Викторией Мезриной, признанной «педагогом 1998
года» |
- Какова Ваша родословная?
- С одной стороны - корни вятские. Бабушка
была солисткой в церковном хоре витберговского Александро-Невского
собора в Вятке. А прадедушка - тульский, мастер по красному дереву.
Его приглашал к себе работать Лев Толстой. Мой дядя - Шапошников -
дворянин, полковник царской армии, маршал Советского Союза.
Интеллигентнейший был человек. Его единственного в генералитете
Советской армии звали по имени-отчеству.
- Какой Вам видится музыкальная жизнь
Вятки?
- Здесь немало настоящих исполнителей.
Многие могли бы сделать себе имя в Европе, но работают здесь, хотя и
влачат жалкое существование. Мои однокурсники, с неблестящими
данными, живущие в Москве, Петербурге, Нижнем Новгороде - кто
профессор, кто заслуженный артист республики. Вот приезжал профессор
Нижегородской консерватории Куржавский - чуть меня постарше, учились
вместе. Директор нашей филармонии очень удивился, когда увидел нас:
«Как! Вы знакомы?!» Если бы Куржавский жил в Вятке, даже с его
энергией и талантом, не знаю, чего бы он достиг. Чтобы сделать
карьеру, из Вятки надо уехать...
- И Вы уедете?
- Нет. Я уезжать не собираюсь. Карьера
меня не очень заботит.
- А Ваш хороший знакомый Лев Гусев
уехал...
- Лет 20 назад из Эстонии в Киров приезжал
Таллиннский хор Венно Лаула, ректора Таллиннской консерватории.
Ректор услышал хор «Соловушки», которым руководил Лев Гусев, и
пригласил хор в Эстонию. Сейчас у Гусева - русский хор мальчиков в
Таллинне, они гастролируют по Европе. Гусев - заслуженный артист
России, лауреат госпремии Эстонии, вице-президент общества
славянских культур. Многое объясняется тем, что в Эстонии очень
хорошо поставлено хоровое искусство. А вот в Вятке с отъездом Гусева
«Соловушки» умолкли. Определенно, в нашем городе присутствует
какая-то инерция, может быть, лень.
- В чем проблема?
- На базе училища искусств можно было бы
создать музыкальный колледж, но нужны педагоги, квартиры, ставки.
Причем, педагоги со званиями. В городе такие есть, но в училище не
работают. В училище их почему-то не хотят... Или вот Вам конкретный
и типичный случай. Готовится концерт. При этом исполнитель должен
сам заниматься рекламой, организацией публики, распространением
билетов, передвигать по сцене рояль, искать стул, подставку для
стула. Это невозможно. Раньше у нас в училище был концертный отдел,
худсовет. Сегодня ничего нет. Поэтому, когда выходишь на сцену, не
так сосредоточен.
- Я слушал Ваши концерты, посвященные
разноплановым композиторам: Баху, Моцарту, Шопену... Оттачиваете
мастерство? К чему-то готовитесь?
- Этой весной я должен был играть в
Петербурге, но выступление перенесено на осень. Вероятно, тогда же
поеду и в Прибалтику. Там отличные залы и рояли, искушенная,
интеллигентная публика. Впрочем, музыка самодостаточна. Слава и
признание желанны лишь в молодости. Вот пианист сидит за роялем,
весь в музыке - это и наслаждение, и самая большая радость
музыканта.
- Ваши музыкальные пристрастия?
- По своим вкусам я архаичен. Воспитан на
серьезной классической музыке: Бах, Моцарт, Шопен, Чайковский...
- А постмодернистская музыка серьезной не
бывает?
- Почему же? Бывает. Вот Кикта, украинский
композитор - у него очень сильные славянские мотивы, колокольный
перезвон... Но всё выражено современным языком. Мне это близко. Или
Пярт, который уехал за рубеж и очень популярен там как православный
композитор. А из западных, например, - Мессиан. Огромная фигура,
глубоко религиозный композитор, католический. Вот это я слушаю и
хотел бы сыграть. Однако я согласен с Рахманиновым, что музыка
закончилась на Чайковском. Или, скорее, на Рахманинове. Потом
появился невероятный Прокофьев - это уже совсем другое. Музыка
должна идти от сердца. И должна иметь мелодию. Если музыку нельзя
спеть, то... Взять музыку Бартока, Прокофьева - она не вся поется.
Какова жизнь - такова и музыка. Я могу наиграть первый концерт,
второй концерт Прокофьева - какое там пение?! Это игра в футбольный
мяч!
- А Шнитке?
- Шнитке - мировая фигура, значительная
личность. Но музыка его - как у Шостаковича: разорванное сознание,
противоречия современности... Тяжело его слушать. Пока есть Шуман,
Шопен, Брамс, Рахманинов, я буду играть их. Вот когда переиграем всё
вплоть до Рахманинова, тогда и буду играть Шнитке. Сегодня идет
усложнение музыкального языка. Композиторы ищут новые выразительные
средства, стараются выразить время. Но красота из музыки уходит.
Некоторые вещи Шостаковича жестоки, и я их не люблю. Нелегко слушать
его симфонии. Ленинградская симфония, написанная в 1939 году... Как
чуткий композитор, Шостакович очень точно отразил реальность того
времени. Это великая музыка. Но страшная...
- На Западе любят исполнять
Стравинского...
- Стравинский красочно изобразил языческую
Русь. Слушателей привлекает его русскость и самобытность.
- В ХХ веке появились какофония,
додекафония, серийная техника типа Шёнберга и Берга...
- Я считаю, что это разложение
музыкального языка. Самим Господом нам даны семь тонов. Это открытие
принадлежит Пифагору. Конечно, можно что-то искать,
экспериментировать. Может быть, ищут экспрессию. Некоторые просто
хотят остаться в истории. Такие, как Кейдж, привносят в музыку
натуральные звуки с улицы. Получается коллаж. Но музыка ли это?
- А в Кирове композиторы есть?
- В Кирове всё есть. Здесь даже открылось
отделение Союза композиторов. Карпиков, например, - очень
талантливый человек. У него есть яркие самобытные сочинения для
квартета и для фортепьяно.
- Вы его, конечно, не исполняете?
- Я предпочитаю Баха. Кстати, Карпикову
это не нравится. Он считает: не надо играть Бетховена или Шопена,
надо играть Карпикова или Денисова. Лучше Карпикова, конечно.
- А кто лучший вятский композитор?
- Сейчас наиболее профессиональный -
Карпиков, мне кажется. Хорошую, светлую музыку пишет Дмитрий
Лукьянов. Оригинален Леонид Васильев - я был однажды на его
авторском вечере в артклубе. Играли на расстроенных инструментах.
Они специально были расстроены и по ходу игры расстраивались всё
больше. Это было нечто!
- Исполнительское мастерство вятских
музыкантов в сравнении со средним уровнем западноевропейской
провинции - на каком уровне?
- Дипломы наших консерваторий ценятся во
всем мире, но не в нашей стране. Вятские музыканты не уступают даже
столичным музыкантам западных стран, не говоря уже о тамошней
провинции. Например, органистка Даша Мееркова, музыкант высочайшего
профессионализма. К тому же, она артистка драматического плана с
интересным и очень ярким репертуаром. В Европе Даша переиграет
многих... Кроме того, у нас есть пианисты Игорь Мячин, Андрей
Сандалов... Такие музыканты украшают наш город и составили бы честь
любому учебному заведению, но в нашем училище искусств они не
востребованы: неужели оттого, что представляют истинно российские
фортепианные школы - петербургскую и московскую, а не местную,
волго-вятскую?
- А кто из выпускников училища смог
достичь музыкальных высот?
- Надя Кибардина из Кирово-Чепецка стала
лауреатом всероссийского конкурса имени Рахманинова и даже какого-то
небольшого конкурса в Италии. В Российском национальном оркестре
Плетнёва - наши Лев Леушин (альт), Алексей Морилов (скрипка).
Сопрано Тамара Воробьева с архиерейским хором Костромы выступала в
США, Германии, Израиле. Студент Московской консерватории баритон
Радек Касимов - солист Большого театра. Скрипач Женя Субботин в
составе молодежного Европейского оркестра играл в Париже. Другой
скрипач - Дмитрий Стародубцев - работает в оркестре петербургской
Капеллы, играл в Италии, а моя ученица Соня Хоробрых, закончив две
консерватории - в Петербурге и Вюрцбурге, занимается теперь в
Германии в аспирантуре, совершенствуясь в игре на клавесине.
В наше училище - всегда конкурс, и оно
считается в России очень сильным. Но талантов могло быть гораздо
больше. Молодежь, часто вопреки своему призванию, идет учиться в
экономические, юридические вузы, потому что это престижней и
прибыльней. У меня даже какая-то неприязнь к этим учебным
заведениям.
- Образцово-показательны музыкальные
карьеры Ростроповича и Спивакова. Но, будучи непревзойденными как
шоумены в музыкальном мире, насколько они высоки по уровню
исполнения?
- Неужели они воспринимаются так?
Ростропович - великий музыкант. Я слушал его игру не только на
виолончели, но и на рояле, здесь, в Вятке, когда он в 70-х, будучи в
опале, гастролировал по провинции. Спиваков - очень талантливый
человек, великолепный скрипач. Когда-то он поразил меня на конкурсе
имени Чайковского. У него прекрасный оркестр. Но прекрасный за счет
того, что ему удалось собрать в Москве лучших исполнителей. Как
дирижеру, Спивакову больше удаются бисовые пьески: Гершвин,
например. На глубокую музыку - масштаб не тот...
- Ваши предпочтения в современной
неклассической музыке?
- Это не музыка - музычка. Она что, несет
какое-то содержание? Какую-то мораль? Делает человека лучше? Между
тем, некоторые вещи «Битлз» - одного порядка с шедеврами классики:
Бернстайн сказал, что после Шуберта никто не писал столь
пленительные мелодии. Но даже эту музыку долго слушать нельзя,
потому что у нее не глубокое содержание. Впрочем, всякая музыка
нужна, лишь бы добрые чувства вызывала.
- Зачем вообще нужны живые исполнители в
эпоху электронных носителей звука?
- А зачем слушать электронное звучание,
когда можно слушать живую музыку? Гленн Гульд, один из самых великих
исполнителей ХХ века, считал, что
грамзапись вытеснит живую игру и
что публика ходит не столько слушать музыку, сколько ради возможного
скандала, какого-то поражения. Но вы видите, что кино не вытеснило
театр, в театры ходят. Пластинка - это очень здорово, и все-таки она
не заменяет атмосферы непосредственного общения с музыкантом. А в
записи что-то теряется.
- Бывали ли у Вас какие-то крупные
поражения в исполнении?
- Слава Богу, крупных не бывало. Это
зависит от инструмента и от публики. Бывает публика такая
холодная... И конечно, подготовка. Если давно не занимался, не
вполне владею собой...
- Сами музыку пишете?
- Нет. Это высший дар, который только
может быть дан человеку. Мне этого не дано.
- Знаю, что Вы предпочитаете играть в
филармонии. Лет 20 назад там часто проходили концерты классической
музыки исполнителей из многих городов России. Зал процентов на 40-50
был всегда заполнен. Сегодня ничего такого нет. В чем причины?
- Во-первых, филармония долго
ремонтировалась, и тропа к ней заросла, филармония потеряла свою
публику. Во-вторых, сегодня филармония должна зарабатывать только
сама: концерты классической музыки в провинции убыточны, за
исключением симфонических вечеров, на которые публика всегда
собирается, это уже традиция. Вот и приходится устраивать различные
зрелищные мероприятия. Директор филармонии Юрий Махнев - патриот
края, у него интересные инициативы, но без команды единомышленников
и он не многое сможет. Наверное, нужен худсовет из лучших музыкантов
города, который помогал бы филармонии. Кстати, эту идею давно
вынашивает сам директор.
- И всё же музыкальная жизнь в Вятке
развивается. Становятся традицией фестивали органной музыки,
интенсивно выступают местные оркестры, ансамбли, хоры и отдельные
исполнители, приезжают музыканты из других стран...
- Всё это по преимуществу результат усилий
самих музыкантов. Они энтузиасты своего дела и не жалеют ради него
ни времени, ни здоровья. Интерес к музыке в Вятке - высокий. И
конечно, публика у нас очень чуткая. Ее хвалят все, кто приезжает к
нам. Она тянется к красоте.
- При сегодняйшней-то бедности?
- Вы знаете, Гоголь как-то сказал: «Если и
музыка нас оставит, что тогда будет с нами?»
- Ваши планы?
- Готовлю к выпуску несколько дисков. На
одном будет записан Бах, на другом - Моцарт, на третьем - Шопен. Но
для этого необходимо время. Я не планирую большой тираж. Это - для
себя, для училища, в подарок. Кроме того, продолжу цикл концертов:
Лист, Скрябин, Шуберт.
- Владимир Юрьевич, откройте напоследок
секрет, почему Вы, уроженец Вятки и вятский житель, живете в
общежитии?
- Так сложилось. Поначалу это меня
устраивало. Но не уходить же на пенсию, живя в общежитии! И хотелось
бы, чтобы музыкант имел свой инструмент. А то пианино, которое у
меня, так же, как и комната, - казенное и представляет из себя,
скорее, мебель. Играя на нем, лучше не станешь...
Александр КОТОВ
Интервью Выступления Статьи Фотоальбом Репертуар Гостевая
|